ОБСУДИТЬ ПРОЕКТ

В данной статье мы разберём этот актуальнейший термин и разложим по полочкам его принципы, примеры, а также расскажем, для чего нужен юзабилити аудит сайта.

Usability - это способность созданной системы быть полезной, понимаемой и привлекательной для пользователя. Чтобы было проще запомнить, само слово в оригинале состоит из двух: use - использование, и ability - способность.

А как же её протестировать, на что опираться и вообще, каким принципам следовать?

Создавая и тестируя сайт, убедитесь, что его интерфейс:

  1. Имеет простую и удобную навигацию. Чем проще - тем лучше.
  2. Не имеет ошибок и лагов. Очень хорошо протестируйте продукт до запуска.
  3. Воздушный, в нем присутствует пространство. Не нагружайте каждый квадратный миллиметр интерфейса. Это касается не только отступов, но и самого контента: соблюдайте комфортный междустрочный интервал для приятного восприятия пользователем.
  4. Содержит правильно оформленные тексты. Выделенные ключевые слова, заголовки, списки и абзацы. Сплошной текст пугает и отталкивает пользователя.
  5. Содержит поиск, который значительно экономит время пользователя.
  6. Быстрый. Оптимальная скорость отклика - 2 секунды. В наше время, люди стали очень нетерпеливы, и медленная работа сайта скорее приведёт к быстрому переходу к другому ресурсу.
  7. Отвечает правилу трёх кликов, которое состоит в том, что необходимая информация должна быть доступна, и, следовательно, не должна добываться более, чем за три клика или нажатия.

Юзабилити аудит сайта

Аудит юзабилити - это проверка сайта на удобство пользования. Как правило, специалисты выбирают из 4 способов его проведения.

  1. Проверка данных в аналитических системах, таких как Метрика или Google Analytics. Это помогает выявить, по каким запросам или баннерам юзеры переходят на сайт, а также куда они кликают, с каких страниц чаще всего уходят, какими устройствами пользуются и сделать определенные выводы на основании этих данных.
  2. Анализ путей пользователей, который вытекает из предыдущего пункта. На этом этапе специалист определяет, в чем возникают проблемы, такие как закрытие сайта или незавершенная покупка, и как их решить.
  3. Проверка юзабилити по 10 эвристикам Нильсена. Это свод общих стандартов, описанных ещё в 90х, которые позволяют сделать быстрые и поверхностные выводы по поводу юзабилити сайта.
  4. Взгляд специалиста. Этот способ подходит экспертам в области веб дизайна, которые на основании своего опыта и знаний глубоко изучают сайт и выявляют различные ошибки и пути их решения.

Разберём конкретный пример анализа юзабилити:

Начинаем с дизайна. На этом этапе мы смотрим на:

  1. Отображение медиа файлов
  2. Шрифты: их размер, контрастность, сочетание оттенков
  3. Размер и яркость кнопки-призыва
  4. Адаптивность под разные браузеры и размеры экранов

Прежде всего, на этом этапе оценивается гармоничность, а уже потом эстетика и уникальность.

Продолжаем оценкой контента: соответствуют ли тексты запросам, нет ли в них тяжести, сложных оборотов или терминов? Удобна ли структура текстов или нужно вчитываться, чтобы понять суть и тезисы?

Завершаем функциональным анализом: то есть кликаем на все кнопки, заполняем все формы, проводим тестовую покупку, чтобы на 100% убедиться в отсутствии любых ошибок, скорости работы программы, удобстве и понимании процесса: пользователь должен отчетливо понимать каждый этап его взаимодействия с сайтом.

10 эвристик Нильсена

Критерии оценки Якоба Нильсена - классические правила юзабилити сайта и пользовательских интерфейсов. В рамках оценки по Нильсену, используется 10 пунктов, которые мы изложим вкратце.

1. Информирование о состоянии системы.

Это значит, что пользователь должен видеть, что на данный момент происходит с используемой системой. У него не должно возникать ощущения, что сайт завис, допустим, при загрузке на него файлов или его товар не добавился в корзину. Пример этой эвристики - полоски статуса загрузки в облачных хранилищах, изменение кнопки "Купить" после добавления товара в корзину в интернет-магазинах.

2. Понятные для пользователя выражения.

Важно, чтобы сайт "говорил" на языке пользователя, не используя специфическую терминологию (кроме отдельных случаев) или непонятные сразу обозначения разделов. Например, если у вас на сайте в личном кабинете пользователя есть строка "История операций" вместо, допустим, "Ваши платежи" - можно с уверенностью сказать, что проверку по этой эвристике сайт не прошел.

3. Свобода действия и возможность "отменить все".

Пользователь на любом этапе заказа или взаимодействия с сайтом должен иметь возможность отменить свои действия. В интернет-магазинах это, например, возможность удалить или добавить товар при оформлении заказа; на портале - возможность удалять или редактировать сообщение после отправки.

4. Унификация и стандартизация.

Суть в том, что интерфейс должен быть привычен и понятен пользователю. Помимо этого, он должен быть однороден на всем сайте.

5. Предотвращение ошибок.

Важно, чтобы интерфейс предугадывал возможные ошибки заполнения со стороны пользователя заранее. Это актуально, в первую очередь, для различных форм, где вероятность совершить ошибку достаточно велика. В этом случае необходимы подсказки по заполнению и своевременное сообщение об ошибке.

6. На виду, а не в памяти.

Это значит, что архитектура интерфейса должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся необходимая информация всегда была на виду у пользователя и ему не нужно было ее запоминать. Так, например, можно указать информацию о доставке в карточке товара или использовать блок уже просмотренных пользователем товаров.

7. Гибкость и удобство.

Интерфейс должен быть интуитивно понятен как опытным пользователям, так и новичкам. Помимо этого, необходимо использовать различные решения для упрощения поиска, например, нужного товара на сайте - такие, как фильтры. Хороший пример - автозаполнение некоторых строк формы (таких, как город), выпадающие списки вместо ручного ввода, подсказки использования интерфейса.

8. Минималистичный дизайн.

Страницы не должны быть визуально перегружены. Пользователь не должен отвлекаться от решения основной задачи - например, покупки товара.

9. Помощь и исправление ошибок.

Если пользователь совершил ошибку в ходе использования сайта, необходимо выдавать сообщения, описывающие эту ошибку и способы ее решения.

10. Инструкции и справочные материалы.

Даже если сайт спроектирован очень хорошо и интуитивно понятен пользователям, все равно присутствие различных справочных материалов не будет лишним. В это понятие входят и всплывающие подсказки во время использования интерфейса, и страницы с вопросами и ответами.

В целом, как и любой анализ, юзабилити-аудит не представляет сложности, если однажды разобраться в его критериях и провести пробный разбор сайта. Этот термин не зря обладает такой популярностью, ведь он напрямую влияет на поведение пользователя на ресурсе. В настоящее время очень важно облегчить задачу вашим потенциальным клиентам или подписчикам, иначе, за вас это сделает кто-то другой.

В нашем агентстве Вы можете заказать профессиональный юзабилити аудит.

Подпишитесь на наши новости

Оставьте свой e-mail для получения актуальных и свежих новостей